СЮТ Луч ГлавнаяРегистрацияВход Пятница
07.02.2025
09:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Основное меню сайт
Поиск
Sportbox.ru
motorsport.com
F1news.ru
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поделиться
 Словарь терминов в автоспорте 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ в АВТОСПОРТЕ

А

АКВАПЛАНИРОВАНИЕ - (аквапланинг) эффект при котором машина теряет сцепление с полотном из-за большого количества воды, при этом протектор покрышки не успевает

вытеснить чрезмерное количество воды из-под колеса в следствии чего пятно касания покрышки с полотном резко уменьшается.

АКТИВНАЯ ПОДВЕСКА - пpогpаммно-аппаpатный комплекс, управляющий дорожным просветом в процессе движения автомобиля с помощью гидравлических приводов,

встроенных в подвеску. Это упpощает упpавление (pеакция на pуле меньше зависит от неpовностей тpассы), увеличивает безопасность и пpижимную силу (запрещена регламентом FIA).

АЛЕБАРДА - (или "леденец") - длинный шест, который держит механик во время пит-стопа перед гонщиком с указаниями "Stop" и "1st gear" (1-ая передача).

Служит своего рода сигналом для пилота о завершении работы всех механиков, при поднятии алебарды пилот может стартовать с пит-лейн.

АНДЕРСТИР - (Understeer) Болид вошел в поворот медленнее, чем того хотел пилот.

АНТИКРЫЛО - важный элемент аэродинамики гоночного болида. В полной противоположности с крыльями самолёта (что следует из названия) обеспечивают не подъёмную,

а прижимную силу, которая позволяет проходить повороты с большей скоростью.

АПЕКС - ближайшая точка нахождения болида в повороте к внутренней кромке трассы.

АПЕЛЛЯЦИЯ - любая команда может подать апелляция в FIA на любое суждение, которое они считают незаконным.

АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА - установка, используемая для искусственного моделирования потока воздуха, обтекающего болид, для исследований в области аэродинамики болида.

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ МЕШОК - разряженный поток воздуха от впереди идущего болида в который попадает позади идущий болид при максимальном приближении.

АМОРТИЗАТОР связывает рычаги подвески с кузовом автомобиля. Гоночный амортизатор гораздо жестче тех, что стоят на дорожных машинах,

- поскольку дорожный просвет автомобиля Ф-1 очень мал.

Б

БАЛАКЛАВА - подшлемник, который изготавливается из специального материала (по соответствующему ГОСТу) и служит для защиты головы и шеи пилота от ожогов при пожаре.

БАЛЛАСТ - дополнительный вес, который дополняет вес болида до минимального (600 кг). Помогает добиться лучшего баланса в зависимости от мест его расположения.

БАЛАНС ТОРМОЗОВ - пилоты могут изменять в процентном соотношении тормозное усилие между передними и задними тормозами.

Как правило, большая часть тормозного усилия выдвигается на передние тормоза.

БЕРУШИ - наушники для радиосвязи.

БОКС - гараж команды Формулы-1. Помещения, расположенные на пит-лейн, в которых во время Гран-При располагаются болиды,

а также храниться все оборудование команд.

БОЛИД - гоночный автомобиль. В данном случае автомобиль Формулы-1.

БОЛЬШОЙ ШЛЕМ - выигранная квалификация, гонка, поставленный быстрый круг и лидирование от старта до финиша.

БЫСТРЫЙ КРУГ - самый лучший круг поставленный гонщиком во время гонки.

В

ВОДЯНОЙ РАДИАТОР - служит для охлаждения воды, которая выполняет функцию охлаждения двигателя.

ВНЕШНИЙ РАДИУС - траектория, проходящая ближе к внешней кромке поворота.

ВНУТРЕННИЙ РАДИУС - траектория, проходящая ближе к внутренней кромке поворота.

ВЫХЛОПНЫЕ КОЛЛЕКТОРЫ - служат для отвода выхлопных газов из двигателя.

ВОРМ-АП - (Warm-up) Тренировочная сессия.

ВОЗДУХОВОД РАДИАТОРА легкие углепластиковые короба, по которым воздух из воздухозаборника достигает радиаторов.

Для увеличения площади охлаждаемой поверхности радиатор устанавливают диагонально относительно оси машины.

На пыльных или грязных трассах, на входе воздуховода специально ставят защитную решетку.

ВЕРХНИЙ ВОЗДУХОЗАБОРНИК И ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР первый "ловит" воздушный поток над головой гонщика и направляет его в систему питания двигателя.

Второй очищает этот поток от посторонних частиц. Форма воздухозаборника существенно влияет на характеристики двигателя,

- поскольку наддув в современной Ф-1 запрещен.

ВОЗДУХОЗАБОРНИК - специальное отверстие, служащее для забора воздуха для охлаждения двигателя. Так же существуют воздухозаборники для охлаждения тормозов.

Г

ГРАВИЙНАЯ ЛОВУШКА - находится за пределами трассы и служит для максимально возможного гашения скорости болида при вылете с трассы.

ГРАН-ПРИ - (Grand Prix) В буквальном переводе - большой приз. Название этапа чемпионата мира.

ГРАУНД-ЭФФЕКТ - явление возникновения дополнительной прижимной силы болида к тpассе. Эффект достигается с помощью определенной формы днища болида,

за счет которой между днищем и трассой создается разреженное пространство, которое увеличивает прижимную силу.

раунд-эффект вызывает существенное увеличение скоpости пpохождения повоpотов. Запрещен регламентом FIA.

Причиной запрещения FIA применения граунд-эффекта послужило большое количество тяжелых аварий в гонках Формулы-1 в первой половине 80-х годов.

Это объясняется тем, что на высоких скоростях в экстремальных ситуациях: при авариях, выездах с трассы и т.п.

эффект прижимающей силы мгновенно пропадает и гоночный автомобиль становился абсолютно неуправляемым.

ГРИП - Сцепление с дорогой. Чем лучше шины держат болид на трассе, тем лучше грип.

ГРЯЗНАЯ ТРАЕКТОРИЯ - часть трассы вне накатанной траектории движения болидов.

Д

ДВИГАТЕЛЬ - "Сердце" машины, которое, кроме того служит и продолжением ее "позвоночника". Десять цилиндров, три литра рабочего объема,

более 800 лошадиных сил и примерно 40 - 50 кг топлива на 100 км. Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава, коленвал стальной, шатуны из титана.

За минуту может выдать свыше 19000 оборотов.

ДЕФЛЕКТОР - аэродинамический элемент, предназначенный для упорядочивания воздушного потока перед боковым воздухозаборникам.

ДНИЩЕ И ДИФУЗОР - обеспечивают до 40% прижимной силы.

ДОСКА СКОЛЬЖЕНИЯ - доска, применяемая для контроля минимального дорожного просвета, от нее отсчитывают все вертикальные размеры автомобиля.

ДОЖДЕВАЯ РЕЗИНА - резина для дождевой гонки со специальным рисунком протектора.

ДОЗАПРАВКА - Во время гонки болиды заезжают на пит-стоп, чтобы пополнить запасы горючего. Одновременно производится и замена резины.

ДУБЛЬ - две машины из одной команды пришедшие на двух первых местах.

ДУГА БЕЗОПАСНОСТИ - дуга над головой гонщика, служащая для защиты головы, конструкция и прочность которой четко регламентированы.

З

ЗАБРАЛО - стекло шлема закрывающее лицо гонщика.

ЗАКРЫТЫЙ ПАРК - помещение для содержания всех болидов после второй квалификационной сессии до последующей гонки.

ЗАПАСНОЙ АВТОМОБИЛЬ - команды привозят на ГП по 3 болида: 2 "боевых" один запасной, если пилот посчитает нужным,

он может воспользоваться запасным болидом в соответсвии с регламентом, описывающим положении о запасном болиде.

С 2004 года команды, занявшие в прошлом году в командном зачете места с 5 по 10, имеют право в пятницу использовать третий автомобиль в качестве тестового.

ЗЕРКАЛО ЗАДНЕГО ВИДА – 5х15 см и с закруглениями по краям радиусом не меньше 1 см.

ЗАДНИЙ ДЕМПФЕР является продолжением КП и защищает автомобиль от ударов сзади.

Демпфер должен полностью поглощать энергию удара на скорости 43.2 км/ч и выдерживать статическую горизонтальную нагрузку в 4 тонны.

К

КАРБОН - (от англ. Carbon - углерод) см. углеродистое волокно.

Квалификация соревнование участников перед гонкой, которое определяет положение гонщиков на стартовом поле. Обычно квалификация заключается в том, что гонщики проезжают один или несколько кругов по трассе, не соревнуясь друг с другом напрямую, но пытаясь показать наилучшее время прохождения круга.

Классификация итоговый протокол, в котором указываются пилоты, прошедшие не менее определённого процента дистанции гонки (для Формулы-1 не менее 90 %). Не вошедшие в классификацию гонщики не считаются финишировавшими и не получают очков. В гонках на выносливость в итоговый протокол попадают только те машины, что смогут пересечь линию финиша своим ходом в промежуток времени между финишем лидера и его заездом в боксы.

Клетчатый флаг флаг, который показывается гонщикам на финише. См. Гоночные флаги.

Кокпит (англ. cockpit) открытая кабина гоночного автомобиля, в которую гонщик залезает сверху (например, в Формуле-1).

Комиссар одно из трёх должностных лиц на каждом Гран При, назначенный для принятия решений.

Коушн (англ. caution) транскрипция английского термина, обозначающего фазу гонки на трековых трассах, когда над всей трассой выбрасываются жёлтые флаги и на трассу выезжает автомобиль безопасности. После сбора пелетона работники трассы могут приступить к аварийно-спасательным работам и приведению трассы в порядок, после чего следует рестарт.

Крю-чиф (англ. crew-chief) руководитель бригады, обслуживающей одну машину. Объединяет в себе функции шеф-механика и гоночного инженера, отвечает за все аспекты подготовки машины к гонке и в самой гонке.

Круг возвращения в боксы круг в квалификации, на котором пилот в спокойном темпе возвращается в боксы (как правило, проехав свой быстрый круг и показав квалификационное время).

Круговой гонщик, которого обогнали на круг. Круговые обязаны не препятствовать обгону лидирующим гонщикам.

Л

Лаки дог (англ. lucky dog) правило NASCAR, по которому пилот, первый из отстающих на круг, во время режима жёлтых флагов может обогнать пейскар и встать в хвосте пелетона, отыгрывая таким образом отставание в круг, но не приобретая позицию.

Леденец табличка, которой механики на пит-стопе отдают команды гонщику. Названа так из-за своего внешнего вида, по аналогии с конфетой на палочке.

Лучший круг самый быстрый круг в гонке, то есть круг, который какой-то пилот (автор лучшего круга) проехал за наименьшее время среди всех гонщиков и всех кругов в гонке. Также Быстрейший круг.

М

Маршалы обслуживающий персонал гонки. В их задачу входит сигнализация пилотам с помощью предупреждающих флагов, эвакуация разбившихся машин, обеспечение чистоты трассы и безопасности. Как правило, бригада маршалов обслуживает все гонки на отдельной трассе, а не все трассы серии. В Северной Америке каждая гоночная серия располагает собственной командой профессиональных маршаллов, ездящей на все гонки серии.

Машина безопасности то же, что и пейс-кар.

Микст, или промежуточная резина шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку в условиях мокрой трассы или лёгкого дождя. Шины типа «микст» являются средним между сликами, предназначенными для абсолютно сухой трассы, и дождевыми, которые используются в условиях сильного дождя.

Монокласс класс автогонок, в котором разрешены автомобили только одной определённой спецификации, как правило, одного производителя. К таким относятся, например, А1 Гран-при или Формула Русь

П

Паддок специальное место, служащее для развёртывания моторхоумов команд и пребывания высокопоставленных личностей.

Парк-сервис место, где машины, участвующие в ралли, проходят техобслуживание.

Пейс-кар (англ. pace car), или автомобиль темпа специальный автомобиль, который выезжает на гоночную трассу в экстренных случаях для того, чтобы снизить скорость пелетона. Это происходит обычно в случае аварии одного из автомобилей, когда требуется время, чтобы убрать опасные обломки с трассы. Во время присутствия на трассе машины безопасности пилоты не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар (за исключением специально оговорённых в правилах случаев), в связи с чем вынуждены придерживаться сравнительно медленного темпа последнего.

Пелотон, или пелетон, множество машин, участвующих в гонке.

Пилот то же, что и гонщик, водитель гоночного автомобиля.

Пит-лейн (англ. pit lane) часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы. Обычно, заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость согласно ограничениям данной гоночной серии.

Пит-стоп (англ. pit-stop) остановка автомобиля на пит-лейн, во время которой машину могут дозаправить, сменить резину, произвести ремонт и т. д. согласно нуждам пилота и правилам данной гоночной серии.

Пит-уолл (англ. pit wall)стена или ограждение, отделяющее пит-лейн от гоночной трассы.

Подиум площадка, на которой производится чествование победителя, а также двух других гонщиков, пришедших вслед за ним

Поул-позиция, поул (англ. pole position) первая позиция на стартовой решётке, которую занимает гонщик, выигравший квалификацию.

Практика см. Свободные тренировки.

Проезд по пит-лейн (англ. drive-through) один из штрафов, которым карается гонщик за нарушение правил. Смысл его в том, что гонщик проезжает по пит-лейн, с ограничением скорости, принятым в данной гоночной серии. Более мягкий, чем стоп-энд-гоу. В Формуле-1 даётся за пересечение белой линии на пит-лейн и за превышение скорости на пит-лейн. Также «Штрафной проезд».

Прогревочный круг в квалификации и гонке круг, который гонщик преодолевает в сравнительно медленном темпе, стараясь нагреть резину шин до оптимальной температуры. В случае если после прогревочного круга надо сразу уходить на боевой круг, значение прогревочного круга заключается и в разгоне на финишной прямой с тем, чтобы начать боевой круг максимально быстро.

Промежуточная резина то же, что и микст.

Р

Разминкапроводящаяся после квалификации, но перед гонкой свободная сессия, позволяющая пилотам настроиться на гонку. Разминку обычно проходят на гоночной настройке и с полным запасом топлива.

Рента-драйвер пилот, который сам платит команде за участие в гонках (вместо того, чтобы команда платила пилоту). Как правило, рента-драйверами являются богатые люди, состоявшиеся в автогонках, которые желают попробовать себя в более высоком классе гонок (пускай даже за команду-аутсайдера).

Рингер - гонщик, специализирующийся на дорожных трассах приглашенный владельцем машины на этапы НАСКАР. Его более высокий, по сравнению с регулярным гонщиком, финиш на таких этапах улучшает позицию данной машины в зачёте владельцев машин.

С

Свободные тренировки заезды, которые проводятся до квалификации и гонки, позволяющие гонщикам познакомиться с трассой, опробовать машину и подготовить её к гонке.

Сейфти-кар (англ. safety car) автомобиль безопасности. То же, что и пейс-кар.

Сликиабсолютно гладкие шины, не имеющие ни канавок, ни иных элементов, уменьшающих пятно контакта с трассой. В кольцевых автогонках в большинстве случаев используются именно слики. Форма автомобильных сликов представляет собой гладкий цилиндр и является оптимальной для сцепления с сухой асфальтовой трассой. В дождь и на грунтовых трассах применяются протекторные шины.

Слипстрим «скользкая струя»— езда непосредственно за другим автомобилем, в завихрённой зоне. Сопротивление воздуха уменьшается как для едущего сзади, так и (в меньшей степени) для едущего спереди. Слипстрим важная часть тактики в гонках по трековым трассам, так как позволяет сэкономить топливо и оттянуть пит-стоп, либо разогнаться и совершить обгон. Недостаток езды в слипстриме сильная недостаточная поворачиваемость, а также сниженное воздушное охлаждение двигателя для идущего сзади.

Спецучасток участок дороги на дистанции ралли, прохождение которого хронометрируется, с целью определения позиции гонщика в общем зачёте. Спецучасток закрыт для движения любых машин, кроме участвующих в ралли

Сплэш-энд-дэш буквально «плеснул и рванул», сплэш-энд-гоу очень короткий пит-стоп, на котором в машину заливается немного топлива (без смены шин). Применяется, если из-за изменившейся стратегии гонщик остался без топлива (чаще всего в трековых гонках).

Споттер в гонках на трековых трассах сидящий на трибуне наблюдатель. Задача споттера сообщать гонщику путь маневрирования в трафике.

Старт с места Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком (обычно согласно результатам квалификации). Старт происходит с места и даётся с помощью светофора или иным способом (редко). Также Старт Гран-При.

Старт с хода Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком, затем они следуют за пейс-каром в течение круга. Они не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар. Незадолго до окончания круга пейс-кар сворачивает в боксы, а гонщики продолжают ехать без обгонов до конца круга. После пересечения болидом стартовой линии гонка начинается, в частности, даётся разрешение на обгон. Также Инди-старт

Стартовая прямая прямой участок трассы от старта и до первого поворота. В кольцевых гонках стартовая прямая совпадает с финишной, и её называют «прямая старт-финиш“». 2) Некорректное, но распространённое название стартовой черты.

Стартовая черта (или стартовая линия) черта поперёк трассы, с которой даётся старт гонки. Если старт даётся с места, обладатель поул-позиции располагается вплотную к черте. Обычно в кольцевых гонках совпадает с финишной чертой

Стартовое поле (также стартовая решётка) площадка на стартовой прямой, где гонщики выстраиваются перед стартом с места. Порядок мест на стартовом поле (расстановка) определяется по результатам квалификации (реже по результатам предыдущих гонок). Конфигурация стартового поля определяется регламентом различных гоночных серий и техническими возможностями автодрома.

Стинт отрезок гонки, проводимой одной машиной между заездами на пит-лейн для обслуживания (чаще всего дозаправки, то есть длина стинта определяется ёмкостью бака). Также в гонках на выносливость стинтом могут называть отрезок гонки, проходимый одним гонщиком из экипажа одной машины.

Стоп-энд-гоу остановись-и-езжайштраф, которым гонщик карается за нарушение правил. Пилот заезжает в свои боксы, останавливается там (на время, названное при назначении штрафа от 0 секунд до нескольких минут) и продолжает движение. Во время остановки с автомобилем нельзя производить никаких работ. Также называется «Штрафная остановка».

Стюарды то же, что комиссары.

Т

Тест-пилот, третий пилот гонщик, входящий в состав команды, но не принимающий участия в гонках. Его основной обязанностью является испытание машины на тестовых заездах. «Третий пилот» отличается от обычного тест-пилота тем, что участвует в тренировочных заездах перед гонкой и должен быть готов заменить гонщика основного состава в случае травмы.

Трасса дорога, на которой проводится гонка. Трасса может быть как на специализированном автодроме, так и на дорогах общего пользования (временная трасса).

Ф

Финишная прямая Прямой участок трассы между последним поворотом и финишем. В кольцевых гонках финишная прямая обычно совпадает со стартовой.

Финишная черта черта поперёк трассы, которую надо пересечь, чтобы закончить круг и/или гонку. Автомобиль считается финишировавшим, когда пересекает черту своей передней частью.

Фаст лейн — (Fast Lane) — Проезжая часть пит-лейна, по которой проезжают болиды с ограниченной скоростью (60—100 км/ч), находится между боксами и пит-волом, отделена жёлтой полосой(иногда красной) на дорожном покрытии. Гонщик, двигающийся по ней, имеет преимущество перед теми, кто находится в боксах и готовится к выезду.

Флаги при помощи флагов гонщику передаётся необходимая информация.

Х

Хет-трик достижение гонщика, выигравшего квалификацию и гонку, и показавшего в ходе гонки лучшее время круга (ср. большой шлем).

Ш

Шикана последовательность тесных извивающихся поворотов малого радиуса, используемая для намеренного замедления автомобилей.

Шпилька резкий поворот малого радиуса, менее 180 и более 90 градусов, соединяющий две прямые.

Э

Эска связка поворотов в форме латинской буквы S var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }

Меню сайта
Категории раздела
Календарь
«  Февраль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
autosport.com.ru
Яндекс.Новости

СЮТ Луч